В отзывах по первой моей статье о методике Монтессори было пожелание побольше рассказать на эту тему. И я решила написать о некоторых выводах и идеях, изложенных в книге Марии Монтессори «Дети- другие». Меня многое из прочитанного поразило, заставило иначе посмотреть на моих детей. Надеюсь, вам это тоже будет интересно.
Все живые существа, рождаясь, проходят определенные периоды развития, в которых наблюдается повышенная восприимчивость к определенной деятельности. Например, гусеницы бабочек в первые дни жизни питаются нежными молодыми листьями, находящимися на концах веток. В этот период они очень чувствительны к свету. Стремясь к свету, они попадают к ярко освещенным концам веток и к нежным листьям. По окончании этого периода гусеницы начинают питаться обычными листьями и теряют восприимчивость к свету. Подобное происходит и с ребенком. В определенные периоды жизни у него открываются возможности для достижения потрясающих результатов. Эти возможности не зависят от взрослого человека — родителей или воспитателей. Они даются природой.
Монтессори предупреждает:
«Если у ребенка нет возможности действовать согласно внутренним директивам того или иного периода внутренней чувсвительности, то он упускает возможность овладеть каким-либо умением естественным путем. И эта возможность уходит навсегда.»
«В периоды восприимчивости ребенок осваивает определенные навыки и умения. Эти периоды можно сравнить с прожектором, освещающим ясно, как днем, внутреннее содержание какой-либо области. В этот момент усвоение идет легко, вдохновенно. Затем наступает период равнодушия до появления следующей страсти. Когда период восприимчивости заканчивается, то последующих успехов можно добиться только в рефлектирующей деятельности, с большими затратами силы воли, усилий и усердия.»
Более того, если ребенок в ходе протекания периода восприимчивости натыкается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящее крушение. Последствием становятся душевные мучения, которые люди носят в себе на протяжении всей жизни, не подозревая об этом. Все в руках родителей. Нам нужно хотя бы не мешать нашим гениям изучать этот мир!
Интересная статья, спасибо. У меня малыш как раз таки очень любобытный к окружающему миру. Раньше пытали запрещать, но когда заметили, что из за этого у него начинается дикая истерика, стали больше допускать.
Елена, главное грамотно организовать пространство для малыша, чтобы было безопасно и вперед!
Спасибо за интересную статью.
К сожалению мало, кто из родителей знает об этом!
Я думаю, что знают многие, но у родителей обычно не хватает времени, опыта, чтобы заниматься с детьми по этой системе.
Очень интересная стать, скажите а когда протекает период восприимчивости ? Уж очень хочется знать возраст? Спасибо
У каждого ребенка в свое время. Здесь все очень индивидуально. Родителям нужно обеспечить среду, в которой малыш сможет самостоятельно начать развитие. И самое главное — не мешать ему в этом, т.е. быть фактически сторонним наблюдателем.
Понравилась Ваша статья. Спасибо за интересную информацию. Приходите в гости.
про систему монтесори слышал не мало, все довольны!
Спасибо за позитивную доходчивую информацию, обязательно купим книгу полностью