Методика Никитиных.
Добрый день. Сегодня хочу начать писать еще об одной методике раннего развития, которую мы используем и вполне успешно. Для моих детей методика семьи Никитиных, как говорится, то что доктор приписал. Вообще, я считаю, что она подходит для любого ребенка, не зависимо от его темперамента и характера.
Педагоги новаторы Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины создали для своих детей потрясающую развивающую методику. А их у них семеро. Эти подрастающие дети буквально «взорвали» общественность. Они босиком бегали по снегу, легко выполняли гимнастические упражнения. В 3 года могли читать, знали азы математики. Были самостоятельными и ответственными детьми. А начав учиться в школе перепрыгивали через класс.
Методика Никитиных очень перекликается с методикой Монтессори, здесь тоже у ребенка много свободы — свободы выбора. Главное, это создать для него развивающую среду, но так, чтобы она была немного опережающей. Например, ваш малыш только учится говорить, а в его комнате висит плакат с буквами, среди игрушек есть пластмассовые буквы, кубики с буквами. И нужны недремлющие родители, малыш потянулся к буквам? Отлично! Посмотри, это буква «А», а это «Б».
Борис Павлович создал для своих детей целый набор различных игр для детей любого возраста. Здесь роль взрослого сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка игрой. Приветствуются игра разновозрастных детей. Младшие, подражая старшим, тоже увлекаются игрой, и начинают выполнять задачи, предложенные в игре намного раньше сверстников. Подражание — это мощное средство. Проверенно мной и неоднократно. Когда старший сын идет обливаться, младший бросает все свои дела, хватает полотенце и несется вслед за братом. И только попробуй его не облей, такой скандал будет. Недавно Слава вспомнил про конструктор и начал строить из него самолеты и прочую мальчишескую технику, и Данилка легко освоил такое строительство и сооружал высокие башни. Хотя конструктор идет для детей с 3-х лет, а Данику было только полтора.
Никитины советуют не помогать ребенку, если он может выполнить что-то сам, и не решать за него, если он может справиться самостоятельно. Помогая детям, мы не даем им возможность самим подумать и сделать свое маленькое открытие.
Все задания в играх Никитиных идут от простого к сложному. Если ребенок не может выполнить какое-либо задание, то лучше вернуться к более простому, или на время «забыть» об игре.
Таким образом, ребенок играя — сам решает поставленные перед ним задачи, создает новые, и это развивает его творческие способности. А ведь это крайне важно, именно развитие творческих способностей. Здесь не имеется ввиду творчество, как умение рисовать, вышивать. А подходить к любому делу нестандартно, «не шаблонно», то есть творчески.
Игры Никитиных очень многофункциональны и дают безграничный простор для фантазии. Они увлекают всю семью. Я сама порой играю с сыном «наперегонки» в кубики «Сложи узор«. Просто засекаем время, кто быстрее сложит ту, или иную фигуру.
Игр много, это и кубики, кирпичики, квадраты, конструкторы. В играх есть задачи, которые и нужно решить. Начинаются с самых простых и заканчиваются уже сложными. Задачи представлены в разных видах: в виде рисунка, чертежа, инструкции.
Начинать играть в игры Никитиных можно с малышом от года. Можно просто из кубиков складывать дорожки определенного цвета. Данилка пока только дорожки и складывает.
И в эти же кубики играет и 8-летний ребенок. Но уже складывает сложные узоры.
Мы со Славой завели дневник его развития. Там он записывает за сколько он решил ту или иную задачу, предложенную в игре. В кубиках сложи узор есть несколько уровней сложности. Серию СУа (самую простую) он решал в пределах 25 секунд, на некоторые задачи из серии СУб у него уходило около 2-х минут, ну, а для решения заданий из серии Сув (еще не самой сложной) у него затрачивается от полутора до трех минут.
Еще мне очень нравится, что сделать многие игры можно самим.
Большое внимание в семье Никитиных отводилось физическому развитию. Закаливание и постоянные физические упражнения — залог хорошего здоровья.
Итак, теперь все подытожу. Основные моменты методики Никитиных:
1. Раннее прикладывание ребенка к груди, сразу после родов.
2. Совместное времяпрепровождение. Готовите, ребенок рядом играет, вместе убираемся, работаем, читаем и так далее. Главное, делать так, чтобы и вам и ребенку было комфортно и интересно.
3. Закаливание и физические упражнения с младенчества. Небольшое отступление, меня поразила мысль Лены Алексеевны, что ребенок развивается и укрепляется еще до того, как родится. Если малыш много двигается до рождения, то он будет более развит физически.
4. Наглядные пособия повсюду: карты и плакаты на стенах, глобус, буквы и цифры на кубиках. Не делать из знаний тайны.
5. Игры Никитиных: кубики «сложи узор», «уникуб», «кубики для всех», дроби, рамки Монтессори и другие.
На самом деле продолжать можно долго, но я остановлюсь. Чтобы понять весь смысл методики Никитиных, нужно читать их книги. Книги Бориса Павловича полны деятельных советов, а Лены Алексеевны такой душевностью, что их хочется перечитывать и перечитывать. Они на многое «открыли мне глаза».
Можете скачать книги Никитиных бесплатно и без регистраций. В архив входят книги: «Детство без болезней», «Мы, наши дети и внуки», «Я учусь быть мамой», «Игры», «Возникновение и развитие творческих способностей», «Родителям XXI века».
С уважением, Анна Кириллова
Исправьте, пожалуйста имя. Никитина ЛЕНА Алексеевна.
Да, конечно, Антон.
Мне тоже нравится методика Никитиных. И как бы плохо о них не говорили некоторые педагоги, как бы не обвиняли их в том, что детей вундеркиндами не сделали, я все же считаю, что для своего времени они были новаторами и делали все правильно.
Полностью следовать методике Никитиных у меня не получалось, но вот игры развивающие: «Сложи узор», «Уникуб», рамки Монтессори и другие у нас были, причем, большую часть игр приходилось делать самим, да, еще детский спортивный комплекс в манехонькую комнатку установили по примеру их семьи и ничуть об этом не пожалели — девчонки наши лазали по нему, как обезьянки, мышцы укрепляли.
Методика Никитиных мне лично очень нравится. Некоторые их принципы я взяла себе на вооружение. Например, полностью поддерживаю идею совместного времяпрепровождения и физических упражнений с самого раннего детства.
Прочитала недавно их книгу, очень интересно. Стала меньше запариваться на счет мерзлявости детей