Вы находитесь здесь: Главная > Воспитание по системе Монтессори., Наши занятия > Шершавый алфавит или как мы учим буквы
Post Icon

Шершавый алфавит или как мы учим буквы

Шершавый алфавит

Шершавый алфавит

Добрый день! Сегодня хочу поделиться с вами опытом создания шершавого алфавита. Шершавый алфавит относится к материалам Монтессори. Это деревянные карточки с  изображенными на них буквами. Буковки — шершавые. Зачем? Мария Монтессори  считала, что в ребенок наиболее активно познает мир органами чувств. Поэтому в ее методике идет сначала обучение письму, а затем чтению. Обучение письму по шершавому алфавиту идет за счет тактильных ощущений. Малыш проводит пальчиком по букве и запоминает ее. Получается, что работает не только зрительная память, но и тактильная. А ведь еще и мама рядом скажет какая это буква, здесь и слух подключится.

Решила я сделать такой алфавит для Данилки. Сперва хотела делать его, как написано в книге Орловой «Большая книга Монтессори». Нарисовать букву на картоне клеем и посыпать песком (манкой). Думаю, что такой алфавит продержался бы у нас ровно один день. Стала думать. Спросила у мужа, а он не сомневаясь сказал: «Бери наждачную бумагу — нулевку.» Так я и сделала.

Шершавый алфавит

Для изготовления шершавого алфавита понадобилось:

  • наждачная бумага (нулевка) — 3 листа:
  • картон;
  • клей;
  • ножницы;
  • канцелярский нож.

Изготовление:

Для гласных букв я использовала красный картон, а для согласных — белый. Нарезала карточки из картона размером 5,5 (ширина) см х 8 см (длина). Буквы делала шириной 4 см, длиной 5,5 см. Для букв разметила оборотную сторону наждачной бумаги. И уже по разметке рисовала их. Вырезала буквы.

Шершавый алфавит
Внутренние части букв удобно вырезать при помощи канцелярского ножа. Наклеила буквы при помощи клея ПВА на карточки и положила их на несколько часов под груз).
Вот собственно и весь процесс.

Шершавый алфавит

Теперь несколько слов о самих занятиях. Начали мы с гласных букв. Показала букву А, провели по ней пальчиком,

Шершавый алфавит дала проверить карточку на прочность  и все. Убрала. На следующий день опять показала карточки, перебирал все гласные буквы. Познакомились с буквой И, затем с У. Данилка показывает на буквы, а я их называю. Ему понравилось. Алфавит у нас лежит вне зоны его доступа, но когда ему хочется позаниматься, то он показывает пальцем на то место, где он лежит и кричит -А-А-А. Значит хочет посмотреть на букву А).

Шершавый алфавит

Несколько дней назад пил сок и вдруг бежит ко мне, тычет пальчиком в коробку от сока и кричит: А. И точно, там написано «мАлышАм». Я была в культурном шоке. Еще и говорить толком не может, все на своем языке лопочет, а буквы помнит. Если обращает внимание на витрины магазинов, то тоже всегда показывает, где А, И или У.

И все это в процессе игры! Теперь когда читаю книгу, иногда прошу его показать эти три буквы. Всегда показывает и называет правильно.

Да, помимо шершавого алфавита, я повесила алфавит на стену в детской, а заодно и таблицу умножения).

Столько удовольствий получаешь от занятий с ребенком, а когда есть результат, так и вовсе просто распирает от счастья. Я против компьютерных обучающих мультфильмов для малышей. Ну разве компьютер сможет показать, что он заинтересован в обучении ребенка, разве он порадуется с ним вместе его успехам, сможет сказать нужное слово, если у малыша что-то не получается? По-моему нет.

Буду вам очень благодарна, если поделитесь с друзьями

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Теги: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

11 комментариев к записи “Шершавый алфавит или как мы учим буквы”

  1. Юлия:

    Может, все-таки лучше учить не буквы, а сразу слоги. Мой сын знал почти все буквы еще в 2 года (специально не учили, читали стишки в азбуке и мимоходом называла буквы, так он и запомнил). А вот сейчас читать научить его проблема (нам сейчас 5,3): проговаривает не слог, а отдельные буквы, проговаривает вслух две буквы и только потом читает слог и то не всегда и не все. А наша знакомая девочка-ровесница, которая лишь в три только начала говорить и до букв в таком возрасте ей и близко дела не было, сейчас прекрасно уже читает после месяца занятий с мамой, дело ей это очень даже нравится, чего не скажешь о моем сыне.

    • admin:

      У меня подобная ситуация была со старшим сыном, знал буквы, а читать не мог. В япть лет в развивающем кружке они начали учиться читать и уже через 2 недели занятий ( ходили 1 раз в неделю) сын стал читать. Наверное тут нужен грамотный педагог. С Данилкой пока учим буковки, слоги он еще и не все произнесет, а в дальнейшем планирую купить или сделать кубики Зайцева, просто буквы из которых можно складывать слова.

    • У меня сейчас сын активно интересуется чтением с целью читать надписи или самому прочесть книжку. Мы буквы пробуем учить, идея с шершавым алфавитом мне понравилась, но делать буду скорее слоги. Так оно ближе к чтению (сыну 4.5 г).

  2. Марк вот тоже в полтора годика знал почти весь алфавит- учили не специально, просто ему самому нравилось смотреть. как я рисую ему буквы, сам бежал ко мне с блокнотом и авторучкой.

    А сейчас в два годика интерес к алфавиту заметно поубавился, просто дурачится, когда спрашиваю. какая буква написана. Я и не тороплю, все успеем выучить)

  3. Да.просто тогда очень заинтересовали его эти каракули, которые еще, оказывается, и название имеют.
    А сейчас у нас два интереса: машины и трактора)

    • admin:

      Мы тоже увлекаемся техникой, благо живем в новом районе, где полно новостроек. Гуляем и смотрим на краны, экскаваторы…)

  4. Мне тоже очень нравятся такие буквы (шершавые), я правда делала их из бархатной бумаги. Из наждачной наверно гораздо лучше. Я с сыном тоже сначала буквы учила, он в 2 года знал весь алфавит, но читать стал только в 5 лет. А с дочкой сейчас стараемся читать сразу слоги.

  5. Своей дочери я читала много стихов, она запоминала их наизусть, параллельно я показывала ей буквы, в результате уже в 3.5 года она прилично читала.

Оставить комментарий