Методика Монтессори.
Добрый день! Сейчас все больше родителей стали обращать внимание на методики раннего развития детей. Для меня не существует термина «раннее развития», я считаю, что нет ни раннего не позднего развития. Оно всегда вовремя.
В воспитании своих детей я использую различные методики и авторские пособия. При выборе определенной методики нужно смотреть на характер и возможности ребенка. Моему младшему сыну идеально подходит методика итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Все занятия направлены на развитие самостоятельности ребенка. Девиз педагогической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
История Марии Монтессори.
Сама Мария Монтессори родилась в маленьком портовом городке Италии в 1870 году. Мария стала первой женщиной-врачом. Будучи директором Ортофренической школы для умственно отсталых детей, Мария Монтессори устроила педагогическую сенсацию — на школьной олимпиаде ее ученики превзошли обычных детей по чтению, счету и письму.
В 1907 году Монтессори открывает дом ребенка в рабочих кварталах. И уже через месяц из маленьких «дикарей» ее ученики превратились деятельных и спокойных учеников. И все это — результат предоставления ребенку свободы действий и развивающая среда.
В школе Монтессори не признавалась урочная дисциплина, а предлагалось поместить ребенка в развивающую среду и дать ему свободу. Как же сейчас в наших общеобразовательных школах не хватает такой свободы. Видно стране не нужны свободные и самоопределяющиеся дети.
В книге Марии Монтессори «Дети — другие» меня многое поразило и заставило иначе посмотреть на моих детей.
Все живые существа, рождаясь, проходят определенные периоды развития, в которых наблюдается повышенная восприимчивость к определенной деятельности. Например, гусеницы бабочек в первые дни жизни питаются нежными молодыми листьями, находящимися на концах веток. В этот период они очень чувствительны к свету. Стремясь к свету, они попадают к ярко освещенным концам веток и к нежным листьям. По окончании этого периода гусеницы начинают питаться обычными листьями и теряют восприимчивость к свету. Подобное происходит и с ребенком. В определенные периоды жизни у него открываются возможности для достижения потрясающих результатов. Эти возможности не зависят от взрослого человека — родителей или воспитателей. Они даются природой.
Более того, если ребенок в ходе протекания периода восприимчивости натыкается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящее крушение. Последствием становятся душевные мучения, которые люди носят в себе на протяжении всей жизни, не подозревая об этом. Все в руках родителей. Нам нужно хотя бы не мешать нашим гениям изучать этот мир!
Махатма Ганди так сказал о этой системе: «Самое важное то, что дети не чувствуют тяжести учения, так как они учатся всему играя. Во-вторых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится простому заучиванию.» Не о таком ли развитии своего малыша мечтают родители?
Факторы, влияющие на развитие ребенка.
По методике Монтессори важны три составляющие: ребенок, развивающая среда и учитель. Учителю в методике отводится роль наблюдателя и помогает ребенку только если требуется эта помощь. Главная задача учителя — помочь ребенку сосредоточиться на интересной для него работе. Главной же составляющей, конечно является ребенок.
Отношение взрослый — ребенок строится на взаимопонимании, уважении и равноправии.
Самым сложным для родителей является создание развивающей среды. При создании такой среды нужно учитывать следующие факторы:
- ребенку должно быть удобно. Вся мебель: кровать, стол, стул, шкаф, полочки должны подходить ребенку по росту. Даже такая мелочь, как полотенце должно быть доступно для малыша.
- доступность. В монтессори классах все игрушки и методические пособия находятся в зоне доступа ребенка. Мы все нижние полки в книжном шкафу отдали под игрушки. Данилка самостоятельно берет именно то, с чем хочет заниматься. Таким образом я вижу, что его интересует в определенный момент. И стараюсь дать больше информации именно по интересу.
- выбор. Всегда давать ребенку возможность выбора. А когда он выберет какую-нибудь игру, спросите его почему он ее выбрал.
Мне очень импонирует то, что практически все пособия можно сделать своими руками. Так у нас появились: волшебный мешочек, добрый удав, шершавый алфавит. А для многих занятий и вовсе не нужны специальные устройства, например при играх с водой мы используем обычную посуду.
Очень важно для жизни, что ребенок играя учится работать, ухаживать за собой. Труд — одна из важнейших составляющих методики Монтессори. Дети становятся самодостаточными!! ( крайне важное качество), самодисциплинированными, развивается любовь к порядку и к познанию.
Наши занятия по системе Монтессори:
Игры с водой Шершавый алфавит Волшебный мешочек
Да, Монтессори — это наше все Анна, очень интересная статья, спасибо! Мы тоже очень уважаем эту методику, играемся с водой, крупами и камешками с преогромным удовольствием :- )
Вот за что мне нравится Монтессори (кому она вообще не нравится? наверное и нет таких ) за то что там все просто, наглядно, не нужно ничего дорогущего, все буквально под рукой как вы сказали.
Я еще не знакома с методикой Монтессори, но прочитав Вашу Статью, обязательно ознакомлюсь. Ведь так хочется научить малыша многому, ненавязчиво, и не принуждая его к каким либо занятиям. Ведь развитие ребенка проходит с самого его рождения. А как удовлетворить его любознательность, если не играя?